В сложном процессе выяснения даты следующих парламентских выборов миновал очередной этап. Конституционный суд частично выполнил свою роль арбитра. Рассмотрев представление нардепов, судьи пришли к выводу: в выборах в 2012-м нет ничего невозможного. И депутаты этим экстренно воспользовались.
Несужающий закон
Аннулирование политреформы-2004 на некоторое время поселило Украину в своего рода “межконституционную” реальность. Осложнять себе жизнь возможным разночтением в полномочиях власть имущие не стали и быстро внесли поправки в закон о Кабмине и ряд других законодательных актов, регулирующих, в первую очередь, права и обязанности по оси президент-правительство-парламент. Но вот предполагаемая дата следующих выборов в Верховную раду оказалось предметом ярых дискуссий. Арбитр в этом споре был выбран не сразу, но в итоге им оказался Конституционный суд.
Специфика ситуации привела к тому, что от судей политикум ждал решения сразу по двум смежным вопросам. Так, Центральную избирательную комиссию волновала конкретика: там решили спросить КСУ о том, когда назначать волеизъявление в свете новой/старой редакции статьи 76, устанавливающей четырехлетний срок полномочий парламентариев. А вот сами народные избранники решили зайти “в обход”. Они направили Конституционному суду на анализ проект закона, вносящего в КУ поправки, уравнивающие продолжительность правления всех избираемых (от президента через советы до мэров) до пяти лет. А “побочный” предмет интереса скромно скрылся в переходных положениях. Именно их пунктами предполагалось по умолчанию назначить следующие президентские выборы на весну 2015 года, а парламентские — на осень 2012-го.
Благородное начинание депутатов-уравнителей нашло поддержку у конституционных судей. В канун оглашения вердикта глава парламентской фракции ПР Александр Ефремов заверял, что никаких возражений со стороны КСУ не последует. Так и оказалось: судьи пришли к выводу, что инициатива народных избранников полностью соответствует духу и букве Основного закона. Никаких претензий не было высказано и в отношении самого спорного момента — пресловутых переходных положений. В Конституционном суде Украины решили: если нынешний состав ВРУ все равно по былой Конституции выбирали на пять лет, то и указанная дата выборов “не приведет к сужению содержания и объема избирательных прав граждан”.
Несмотря на однозначность выводов КСУ, интерпретировать его окончательный и не подлежащий обжалованию “приговор” как назначение даты выборов пока несколько преждевременно. Фактически своим решением судьи всего лишь дали добро на возможные изменения Конституции. После чего эстафетная палочка вернулась в парламент. А там, надо заметить, к дальнейшей проработке проблемы подготовились заранее.
Разведка боем
Судя по заявлению главного “регионала” в Верховной раде, осведомленность которого вызвала пристальный интерес части оппозиции, вердикт Конституционного суда сюрпризом для парламентского большинства стать не должен был. Более того, накануне оглашения выводов судей, нардепы заранее подготовились к тому, чтобы как можно проще решить свои затруднения. В один день были предложены, приняты к рассмотрению, проголосованы и утверждены президентом поправки к регламенту ВРУ. Ими из правил парламентской жизнедеятельности вычеркивался один из способов открытого голосования — именными бюллетенями. Подобное рвение народных избранников выглядело бы удивительно, если бы не одна “мелочь” — именно такая процедура применяется при голосовании “конституционных” законопроектов.
Когда депутаты дружными 253-мя голосами приняли изменения в регламент, необходимость голосовать лично и личными бюллетенями при принятии конституционных поправок предварительно и в целом отпала сама собой. С учетом посещаемости украинскими парламентариями сессионного зала, принимать решения нажатием на кнопки у избранников народа получается проще, а главное — эффективнее. Доказать это законодатели смогли уже на следующий день. Не успели судьи огласить вердикт, как постановление о предварительном одобрении “уравнивающего” законопроекта №7265 оказалось в повестке дня и было безотлагательно проголосовано. По большому счету, происходящее в стенах Верховной рады 19 ноября при желании можно назвать генеральной репетицией последующих конституционных преобразований. Координаторы парламентского большинства смогли продемонстрировать убедительный результат. Для поддержки будущих поправок нашлось 305 голосов.
Поскольку оппозиционным депутатам все реже и реже удается действенно противостоять инициативам большинства (голосование за Налоговый кодекс накануне это в очередной раз доказало), парламентские меньшевики уже несколько реже злоупотребляют формулировками а-ля “Судьбоносное голосование” или “Проверка сил”. Тем более что пятничное голосование являлось не слишком вдохновляющей иллюстрацией стойкости и общности рядов оппозиции. Без учета уже изгнанных депутатов (законопроект №7265 поддержали 29 внефракционников из 32) НУ-НС и БЮТ нашли, кем поддержать инициативу Адама Мартынюка, Александра Ефремова и “литвиновца” Игоря Шарова. Фракция “Нашей Украины”-”Народной самообороны” вплотную подошла к той черте, за которой проще перечислить депутатов, не голосовавших солидарно с представителями власти. Девятнадцатого ноября таковых оказалось тридцать против сорока одного. Не смогли соблюсти чистоту эксперимента и в БЮТ-Б. Перед голосованием по итогам заседания фракции было принято решение не поддерживать конституционные изменения, а в прессе появилась информация, согласно которой над излишне лояльными к инициативам большинства депутатами снова завис дамоклов меч исключения из БЮТ-рядов. Правда это или нет — пока неизвестно, но десятерым “бютовцам” ничто не помешало отдать свои “за”. Тем интереснее, что круг потенциальных изгнанников предсказуемо расширили Александр Буряк и автомобильный магнат Тариэл Васадзе с “сочувствующими”. В том случае, если руководство фракции действительно собирается проявить принципиальность, обещанная чистка рядов примет, возможно, более впечатляющие масштабы, чем планировалось с самого начала, поскольку тогда политсила экс-премьера рискует потерять и ряд ключевых спонсоров. С точки зрения логики партийного развития — теоретически это не худший вариант. Но с учетом практики по-украински будущее БЮТ станет выглядеть еще более туманно.
Последняя надежда
Желание “бютовцев” как можно быстрее поучаствовать в избирательной кампании можно понять — надежда поскорее использовать реваншистские настроения собственных сторонников и нарастающее недовольство более широких народных масс умирает последней. Кроме того, отмечают специалисты, у лидера этой политической силы могут быть и более личные резоны. “Это (желание БЮТ провести выборы в 2011 году, – “Подробности”) связано, прежде всего, с желанием самой Юлии Тимошенко стать народным депутатом”, – считает директор Института Горшенина Владимир Фесенко. Как бы то ни было БЮТ-крыло оппозиции продолжает настаивать на аморальности сохранения нынешнего курса. “Это унизительно, политически некорректно и нечестно по отношению к народу Украины. Чем скорее этот созыв ВР прекратит свою работу, тем лучше будет для страны, но не удивительно, что депутаты, которые знают, что не попадут в новую ВР, сегодня цепляются за власть”, – убеждена Юлия Тимошенко. Тем временем, дважды эк-премьеру волей или неволей прямо оппонирует спикер. “Если такая принципиальная позиция, то давайте будем принципиальными до конца – напишите заявления, сложите полномочия, и будем доказывать людям, что мы протестуем против такого подхода”, – так Владимир Литвин еще раньше порекомендовал оппозиции протестовать против инициатив власти.
Ненавязчивое предложение Владимира Литвина невольно напомнило опыт 2007 года, когда проблему с роспуском парламента помогло решить сложение полномочий части депутатов. Но реализовать подобный сценарий в ближайшее время желающие, даже если они найдутся, не смогут, поскольку эта лазейка была затем оперативно закрыта очередными законодательными поправками. Тем не менее, в октябре через первое чтение прошел схожий законопроект, которым предполагается разрешить парламентским политсилам по своему усмотрению исключать из списков депутатов, которым в парламенте не хватило мест. А от такой идеи до обнуления списков — рукой подать…
Даже, если меньшевики попробуют войти в ту же реку дважды, нынешнее состояние законодательства пока не позволяет развернуться подобным инициативам, да и в непредусмотрительность представителей власти поверить сложновато. Для руководства страны и его сторонников вопросов сейчас: выборы будут в октябре 2012 года, и причин сомневаться в том, что для необходимых изменений на следующей сессии не найдется 300 голосов, все меньше и меньше.
По мнению власти, одобрение КСУ решает все проблемы. “Этот законопроект ставит точку в этой правовой, я подчеркиваю, не политической дискуссии (уже неоднократно упомянутый №7265, – “Подробности”), – полагает представитель президента в парламенте нардеп-”регионал” Юрий Мирошниченко. Но вот в ЦИК соглашаться с такой точкой зрения не спешат. Там склоняются к позиции, сходной с формулой “Мухи — отдельно, котлеты — отдельно”: можно признать законопроект не противоречащим Конституции и не сужающим права человека, но дата выборов не должна определяться единственно этим документом. А ведь на конкретный вопрос Центризбиркома суд так и не ответил. Заместитель главы ЦИК Андрей Магера по-прежнему надеется, что конституционные судьи внесут ясность в вопрос в отведенные на это сроки (а предоставляемый законодательством месяц на решение будет ли принят вопрос к рассмотрению подходит к концу). Тем временем, экс-министр юстиции Роман Зварыч допускает, что КСУ не станет рассматривать просьбу Центральной избирательной комиссии. Интересно, как в таком случае поведет себя ЦИК: смирится с грядущими поправками к Основному закону или все-таки продолжит гнуть свою линию? Но даже, если нонконформистски настроенная часть комиссии захочет настоять на своем и запустить избирательный процесс, без поддержки власти провести выборы невозможно. Контрмеры возможны простейшие — может хватит элементарного нежелания профинансировать кампанию. Нет денег — нет выборов. А касательно оптимальной даты их проведения у властей, похоже, сомнений уже нет.