Эксклюзивное интервью постоянного представителя Украины при Совете Европы Николая Точицкого.
Планируется ли рассмотрение “украинского вопроса” на следующей сессии ПАСЕ в январе?
- Во-первых, любая страна не застрахована от рассмотрения ее вопроса на заседании ПАСЕ, ведь правила процедуры это позволяют. По состоянию на сегодняшний день у меня нет такой информации, что на следующей сессии ПАСЕ будет рассматриваться ситуация в Украине. В планах ПАСЕ этого нет.
Конечно, есть такое понятие, как срочные дебаты, но насколько мне известно, на данный момент существуют другие более важные для Организации вопросы – Сирия, ситуация на Ближнем Востоке. И именно эти темы ПАСЕ может рассматривать в первую очередь.
Что касается прошедших парламентских выборов в Украине, окончательный отчет ПАСЕ по результатам их проведения еще готовится. Его рассмотрение и утверждение в ПАСЕ запланировано на конец текущего месяца.
По моей информации, докладчики не ставили вопрос об обязательном рассмотрении этого вопроса на следующей сессии Ассамблеи. То есть сейчас отсутствуют основания считать, что этот вопрос будет рассматриваться на январской сессии ПАСЕ.
Как в Совете Европы в целом оценивают прошедшие парламентские выборы в Украине, какие оценки звучат в основном на встречах с Вами?
- Конечно же, общение постоянно происходит в той либо иной форме на постоянной основе. То, что выносилось в прессу сразу же после выборов, – это не окончательная оценка выборов со стороны Ассамблеи. Я бы это назвал личным мнением отдельных членов или глав миссий наблюдателей. Суть замечаний, о которых мы говорим, должна быть изложена в финальном документе, который будет рассматриваться 29-30 ноября. Конечно же, существуют критические моменты и замечания со стороны миссии наблюдателей Совета Европы, которые касаются в большей степени избирательного законодательства. И Венецианская комиссия нас накануне проведения выборов предупреждала о том, что новый закон о выборах непростой для их беспроблемного проведения. Однако эти выборы прошли, и украинское правительство высказало свою позицию, отметив, что все конструктивные замечания наблюдателей будут обязательно учтены.
Кроме того, в Украине создана Конституционная ассамблея, которая тоже будет учитывать эти замечания докладчиков. Я не думаю, что отчет по выборам будет чрезвычайно критическим, однако в нем будут замечания, как в любой стране по итогам выборов. Главное, чтобы это были конструктивные замечания и предложения, а не просто эмоции и личностные оценки.
Когда ожидается решение ЕСПЧ по поводу жалобы Тимошенко на ее арест?
- Когда эта жалоба будет рассмотрена – это судебная тайна и ЕСПЧ никогда посла не информирует о таких вопросах. В то же время существует официальная процедура сотрудничества этого судебного органа с институтом правительственного уполномоченного Украины при ЕСПЧ.
Недавно экс-глава МИД Украины Борис Тарасюк предположил, что Украина может быть исключена из Совета Европы в случае не выполнения своих обязательств, в том числе касающихся выполнения решений ЕСПЧ по жалобам Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Есть ли такая угроза?
- Насколько мне известно, президент Украины неоднократно заявлял, что Украина неуклонно будет выполнять все решения суда.
Что касается жалобы Юрия Луценко на предварительное задержание под стражей, решение принято и уже имеет статус окончательного. В соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, вопросы исполнения решений ЕСПЧ передаются на рассмотрение комитета министров Совета Европы. Эта процедура будет применена и к решению “Луценко против Украины”. В свою очередь, КМ СЕ в формате своих специальных заседаний будет в сотрудничестве с делегацией Украины разрабатывать пути надлежащего исполнения этого решения.
Если говорить о возможных санкциях со стороны Совета Европы по отношению к Украине, то с юридической и формальной точки зрения это сложная, многоуровневая процедура. Они могут быть применены касательно любой страны-члена Совета Европы по вопросу ненадлежащего выполнения положений Европейской конвенции по правам человека, а также обязательств, взятых при вступлении в эту Организацию.
На сегодняшний день Украина старается надлежащим образом исполнять свои обязательства касательно имплементации всех решений ЕСПЧ, и даже самых сложных. Насколько мне известно, Совет Европы никогда не рассматривал и не рассматривает вопрос о категоричных методах влияния на нашу страну для исполнения нами решений Европейского суда путем применения санкций.
Совет Европы критиковал Украину за ненадлежащее лечение заключенных. Как Украина отреагировала на такие замечания?
- Вы, наверное, подразумеваете недавний отчет по Украине Европейского комитета по предупреждению пыток? Я хотел бы подчеркнуть, что впервые за годы сотрудничества с этим органом Украина в краткие строки дала свое согласие на публикацию этого документа, в то время как некоторые страны, такие как Франция, Германия, дают согласие на публикацию подобных отчетов ЕКПП через несколько лет по прошествии соответствующих визитов этого органа в их страны.
Критика такая есть, и она не безосновательна. Речь в этом документе идет не только о Тимошенко и Луценко, а в целом о ситуации в пенитенциарной системе Украины. Однако, реформирование пенитенциарной системы, предотвращение пыток по отношению к заключенным, а также создание превентивного механизма против пыток – это те цели, которые преследует Украина в сотрудничестве с Советом Европы. Мы надеемся, что через План действий Совета Европы для Украины нам в близком будущем удастся исправить, то за что ЕКПП нас критикует в своем отчете.
Какая сейчас ситуация с выполнением Украиной своих обязательств перед Советом Европы?
- У нас осталось одно единственное формальное обязательство – это изменение роли и функций института прокуратуры в Украине. Насколько мне известно, такая работа ведется соответствующей рабочей группой, созданной президентом Украины. Думаю, что в ближайшее время группа предоставит соответствующий законопроект по этому вопросу.
Напомню, что на октябрьской сессии Венецианской комиссии рассматривался законопроект по поводу смены роли и функций Генпрокуратуры, внесенный мониторинговом комитетом ПАСЕ. Я не исключаю, что этот проект будет учтен упомянутой рабочей группой. То есть из практически 20-ти обязательств, которые мы имели на момент вступления в Совет Европы, у нас осталось только одно.