“Российские железные дороги” занялись решением проблемы, возникшей более 20 лет назад в результате распада СССР. Железнодорожная ветка длиной примерно 30 км, находящаяся в ведении российской монополии, “застряла” на территории Украины. Чтобы узаконить свои права на эти участки, РЖД предлагают перенести госграницу России и Украины таким образом, чтобы железная дорога оказалась целиком на российской стороне. Обсуждение этого вопроса уже вышло на межправительственный уровень.
О том, что РЖД участвуют в работе по разграничению прав России и Украины на имущество железнодорожных участков, проходящих по территории соседнего государства, и оформлению прав монополии на него, компания сообщила в годовом отчете. Уже разработан проект соответствующего межправительственного соглашения, а сейчас при участии РЖД ведутся переговоры с украинской стороной, указывает госмонополия. Более того, компания предложила российско-украинской демаркационной комиссии изменить линии прохождения госграницы с Украиной таким образом, чтобы объекты имущества ж/д транспорта находились на территории России.
Речь идет об участке на границе Ростовской и Луганской областей, где участок железнодорожной ветки, эксплуатируемый РЖД (Юго-Восточной и Северо-Кавказской железными дорогами), на отрезке примерно 30 км несколько раз пересекает границу России и Украины. Примечательно, что ж/д станция Зориновка находится в ведении РЖД, но располагается на территории Украины. Полноценное использование этой станции затруднено: посадка пассажиров здесь не происходит из-за отсутствия пункта пограничного контроля. Местные жители вынуждены пользоваться соседними станциями на российской стороне.
Сейчас РЖД неофициально арендуют станцию Зориновку и железнодорожные пути у местного сельсовета, поскольку этот участок и имущество на нем не числятся ни на чьем балансе, пояснили в администрации Луганской области. Там рассчитывают, что скоро украинское правительство займется оформлением прав собственности, после чего РЖД смогут заключить долгосрочный контракт на аренду этого имущества.
В РЖД подтвердили факт переговоров с украинской стороной по участку в 30 км, однако никаких подробностей о том, каким образом компания предлагает решить вопрос со спорной территорией, не рассказали. “На данный момент создана специальная рабочая комиссия, которая решает все вопросы в текущем режиме”, – заявили в монополии. Между тем источник, знакомый с ходом работы комиссии, пояснил, что РЖД хотели бы арендовать этот участок у Украины, однако в ее законодательстве не прописана возможность аренды ж/д инфраструктуры.
Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, РЖД даже думали о строительстве участка железнодорожной ветки в обход Украины, но идея оказалась слишком дорогостоящей. Поэтому сейчас монополия предлагает решить вопрос с арендой либо вообще передвинуть российско-украинскую границу таким образом, чтобы пересекаемые РЖД украинские участки отошли российской стороне.
Известно, что с российской стороны работа ведется под эгидой Минтранса. В ведомстве не стали комментировать ситуацию, сообщив лишь, что все вопросы находятся в стадии проработки. Кроме того, к обсуждению этого вопроса уже подключились министерства иностранных дел обеих стран. В российском МИДе получить комментарий не удалось. Сотрудник украинского ведомства также отказался обсуждать этот вопрос, но признал, что проблема с железнодорожной веткой в Луганской области существует.
Аналитики уверены, что России будет очень сложно убедить Украину отдать ей приграничный участок. По мнению независимого украинского эксперта Владимира Сапрыкина, подобный шаг вызовет шквал протеста среди украинцев, даже если российская сторона предложит адекватный обмен. В любом случае этот вопрос требует длительной проработки и может затянуться на годы, уверен Сапрыкин. “Сама идея выглядит фантастично, вряд ли Украина на это пойдет”, – рассуждает гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. Для осуществления этой сделки необходим справедливый обмен, однако непонятно, что готова предложить со своей стороны Россия, говорит Михеев.
С момента распада СССР прошло более 20 лет, но вопрос о российско-украинской границе так до конца и не решен. Лишь в 2003 году государства подписали договор о границе, а в 2010 году вступило в силу соглашение о демаркации границ, работа только начата. Между странами не раз возникали споры по поводу прохождения границы как на суше, так и на море. Так, в 2003 году резкий протест со стороны Украины вызвало строительство Россией дамбы между территорией Краснодарского края и украинским островом Тузла. Тогда стороны договорились о совместном использовании канала до подписания межгосударственного соглашения об определении линии границы, однако в дальнейшем между Москвой и Киевом вновь возникли разногласия по вопросу разграничения Азовского моря и Керченского пролива.
17 мая 2010 года в Киеве было подписано соглашение о демаркации совместной границы, это соглашение вступило в силу 29 июля того же года, и в соответствии с этим документом была создана совместная демаркационная комиссия.