С 1 октября 2014 изменяется порядок назначения жилищных субсидий. Соответствующее решение правительство приняло с целью поддержки малообеспеченных слоев населения в условиях повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Об этом сообщила министр социальной политики Украины Людмила Денисова на брифинге в Доме правительства 24 сентября.
«На сегодня правительство приняло все необходимые решения, касающиеся защиты наших граждан в условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – отметила министр. Она напомнила, что с 1 июля в Украине заработала программа компенсаций дополнительных оплат за жилищно-коммунальные услуги. А со следующего месяца вступит в действие обновленная программа жилищных субсидий. «С 1 октября 2014 эта программа будет изменена и усовершенствована. Благодаря этому количество семей, которые смогут получить субсидию, будет увеличена », – подчеркнула Людмила Денисова.
В частности, вводятся новые термины: социальная норма жилья и социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, на которые государство будет предоставлять льготы, субсидии и компенсации.
Так, социальная норма жилья (по сравнению с нормами, на которые предоставлялись субсидии ранее) становится выгодной для большинства получателей субсидий. А социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами рассчитаны на основе анализа фактических объемов потребления природного газа, воды и электроэнергии, что позволит государству обеспечивать социальную поддержку на оплату реальных объемов потребления этих услуг.
Кроме этого, меняется принцип расчета обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги при назначении жилищных субсидий. Отныне он будет зависеть исключительно от доходов семьи. «Это будет индивидуально рассчитан обязательный платеж, который зависит от дохода конкретной семьи, – подчеркнула Министр социальной политики. – Мы рассчитываем на то, что установление социальных нормативов позволит гражданам оплачивать услуги только за фактическое потребление, а государству – поддерживать граждан за реальное потребление тех или иных услуг ».
Директор департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко проинформировал о деталях нововведений назначения жилищных субсидий.
В частности, эксперт отметил: если до этого семьи, которым назначена жилищная субсидия, платили за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм владения или пользования общей площадью жилья и нормативов пользования коммунальными услугами 15% среднемесячного совокупного дохода, а семьи из нетрудоспособных граждан – 10%, то с 1 октября с. г.. определения обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги будет осуществляться для каждой семьи индивидуально.
Согласно усовершенствованным порядком назначения жилищных субсидий, в целях обеспечения социальной защиты малообеспеченных категорий граждан государством увеличено социальную норму жилья, на которую будет предоставляться жилищная субсидия.
Кроме того, установлены новые нормативы на потребление гражданами природного газа, которые рассчитаны, исходя из объемов природного газа за прошлый отопительный период именно получателями жилищных субсидий. Вместе с тем, в связи с тем, что большинство населения не имеет фактически приборов учета потребления природного газа, который используется для приготовления пищи и подогрева воды, было пересмотрено по факту потребления нормы природного газа, используемых для этих целей.
Установлены социальные нормативы централизованного водоснабжения. «Если раньше соответствующие нормативы утверждались органами местного самоуправления, а граждане, соответственно, платили по этим нормативам и на них предоставлялись жилищные субсидии, то с 1 октября устанавливаются единые социальные нормативы для всего государства», – отметил Виталий Музыченко.
Также увеличены социальные нормативы на пользование электрической энергией. С тех пор как они были утверждены в последний раз (1995 год), потребление электроэнергии населением выросло как за счет появления большего количества мощных приборов, так и за счет перехода от потребления газа к потреблению электрической энергии. Кроме того, введена новая категорию потребителей, у которых отсутствует централизованное водоснабжение, и они используют электрические водонагреватели. К этому времени соответствующей нормы вообще не было.
Вместе с этим, порядок обращения за жилищной субсидией предусматривает необходимость подачи соответствующего обращения гражданином в орган труда и социальной защиты населения по месту регистрации проживания. Если до 1 октября право на получение субсидии имели граждане, являющиеся собственниками жилого помещения, и которые оплачивали жилищно-коммунальные услуги, то с 1 октября за субсидией может обратиться любое лицо, зарегистрированное в жилом помещении, и на которую открыты лицевые счета .
Право на субсидию имеют граждане, оплачивающие коммунальные услуги больше, чем определенный Кабинетом Министров обязательный размер платежа.
В Минсоцполитики объясняют, что до сих пор субсидии предназначались двум категориям граждан по фиксированным процентам обязательного платежа: семьи, в состав которых входили исключительно нетрудоспособные граждане (пенсионеры, инвалиды), или в состав которых входили дети, и доход которых был меньше прожиточного минимума на человека – платили за жилищно-коммунальные услуги не более 10% совокупного дохода; другие семьи, в состав которых входили также трудоспособные граждане – платили не более 15%.
С 1 октября порядке исчисления размера жилищной субсидии изменен. Новый механизм предусматривает индивидуальный расчет процента обязательного платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от размера доходов. Для расчета обязательного процента платежа необходимо будет: определить среднемесячный доход семьи на одного члена за предыдущие 6 месяцев (совокупный доход домохозяйства за предыдущие 6 месяцев разделить на количество лиц, входящих в домохозяйства и на 6 месяцев) и рассчитать обязательный процент платежа по установленной формуле (среднемесячный доход на одного человека за предыдущие 6 месяцев делится на прожиточный минимум на одного человека (в 2014 году – 1176 грн.) и на базовый коэффициент 2, после чего умножается на базовый коэффициент 15%).
Кроме того, новый порядок начисления субсидий поощрять потребителей к энергосбережению: субсидия будет назначаться исходя из социальных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, и перерасчет размера назначенной субсидии по фактическим объемам потребления услуг не будет осуществляться. При этом сумма субсидии, которую органами соцзащиты населения перечислено на счета исполнителей или производителей жилищно-коммунальных услуг для оплаты их стоимости в размере социальных нормативов и которая не использована семьей вследствие экономии потребления услуг, зачисляется исполнителем или производителем как оплата обязательной части платежа семьи на следующий расчетный период.
Порядок обращения за жилищной субсидией остался неизменным. Как и ранее, для ее назначения необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту регистрации. При этом необходимо предоставить справку о доходах лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также заполнить бланки заявления и декларации о доходах и имущественном состоянии. Пенсионеры должны заполнить только заявление и декларацию. Другие документы, необходимые для предоставления субсидии, собираются непосредственно специалистами управления. «Документы не обязательно подавать лично – есть возможность обратиться через почтовой связи», – объясняют в Министерстве.
В Минсоцполитики предполагают, что в результате нововведений количество получателей субсидий по сравнению с прошлым отопительным сезоном вырастет на 300 тыс. семейств: с 1, 3 млн. До 1, 6 млн. Семей. На сегодня – до начала отопительного сезона – субсидии получают 450 тыс. семейств.