Украинские производители пищевой продукции активно осваивают рынки сбыта в отдаленных областях России. Несмотря на проблемы с логистикой, это приносит значительную прибыль
Если в 2011 году в Россию из Украины, по данным Госстата, было экспортировано 1,3 млн. тонн готовых продуктов питания, то в прошлом — уже на 100 тыс. тонн больше. Выручка компаний-экспортеров за тот же период выросла с $2,03 млрд. до $2,2 млрд.
Отдельные отечественные компании наращивают продажи значительно быстрее. Например, Global Spirit в 2012 году увеличила реализацию в России на 60%, в итоге на рынок РФ пришлось 45% от всех продаж компании (это принесло группе примерно $350 млн.). Около $300 млн. на российском рынке в 2012 году заработала и группа “Конти”. А концерн “АВК” с докризисного 2008 года увеличил свои продажи в полтора раза.
Основная сложность в работе с отдаленными регионами — необходимость обеспечить бесперебойные поставки. Особенно с учетом российских масштабов — например, доставка продукции дистрибьюторам из Дальнего Востока занимает в среднем 30 календарных дней, а доставка в Магадан, на Камчатку или Сахалин — более 45 дней. В некоторых регионах география доставки от дистрибьютора в торговые точки составляет еще 300-500 километров. В среднем по России, на долю логистических издержек может приходиться около 10-20% себестоимости продукции. Но это с лихвой окупается высоким спросом и маржой, которая значительно выше, чем в Украине. Поэтому компании спешат занять как можно большую долю рынка, не считаясь с расстояниями.
Наладить собственную дистрибуцию компаниям зачастую проще, имея в РФ филиал производства. “Фактически компания становится местным игроком, даже если производственные мощности в России покрывают только часть продаж на том рынке. Соответственно, ей легче договариваться, создавать свои базы и налаживать логистику в отдаленных регионах”, — объясняет директор консалтинговой компании.