Важность сообщения Европейской комиссии относительно безопасности энергоснабжения и международного сотрудничества для Украины очевидна не только в смысле констатации ее значимости как энергокоммуникационного звена для ЕС.Украина имеет уникальную возможность как для продвижения своих интересов, так и для европеизации своего энергетического рынка благодаря членству в Договоре Энергетического сообщества (ДЭС).
В принятом документе этому договору придается ключевое значение в отношениях с Восточной Европой. Это создает уникальную перспективу стать частью ЕС в энергетическом отношении, не являясь его членом в политическом смысле, заявил директор энергетических программ Центра «НОМОС» Михаил Гончар.
В то же время эксперт отмечает, что в действительности не все так просто, как на бумаге. Если в отношении Западных Балкан в ЕС существует более-менее четкое представление об этих странах как о будущих членах ЕС — кто раньше (Хорватия), кто позже (Македония), кто значительно позже (Сербия), но все равно будет принят, то в отношении Восточной Европы такого видения нет. Украина, Молдова и Грузия даже не идентифицируются в полной мере как европейские страны.
М.Гончар напоминает, что в Евросоюзе не осмелились назвать программу партнерства с шестью постсоветскими странами как Восточно-ЕВРОПЕЙСКОЕ партнерство, ограничившись расплывчатым — Восточное партнерство. Таким образом, страны Западных Балкан имеют, в отличие от стран Восточной Европы (в данном случае речь идет об Украине и Молдове как членах ДЭС и о Грузии как наблюдателе в договоре), достаточно сильный стимул для имплементации Договора Энергетического сообщества как элемента секторальный интеграции в ЕС до получения полного членства.
Автоматическое расширение ДЭС на Восточную Европу без одновременного решения вопроса о европерспективе этих стран, по мнению эксперта, создает серьезные проблемы в распространении европейских правил игры в энергетическом секторе. Дело в том, что, в отличие от Западных Балкан, где существует только европейская интеграционная модель, на Востоке есть альтернативная модель интеграции — российская. Собственно, ее сложно назвать интеграционной, скорее, это модель реинтеграции постсоветского пространства с доминирующей ролью России и с одновременной глубокой десуверенизацией стран-сателлитов. Эта модель напоминает скорее «аншлюс» и, естественно, неприемлема для политических и экономических элит стран Восточной Европы. Но, например, в случае с Беларусью эти элиты уже ничего не могут сделать, процесс «аншлюса» этой страны прошел точку невозврата. И как вы помните, ключевую роль в этом сыграли энергетические факторы.
По мнению М.Гончара, одним из главных векторов реинтеграции постсоветского пространства Россией является как раз энергетика. В этом смысле Россия бросила вызов Европейскому Союзу, стремясь не только не допустить расширения европейских правил игры на постсоветское пространство, но и повлиять на ЕС с целью пересмотра Брюсселем отдельных ключевых положений европейского энергетического законодательства, например Третьего энергопакета.
В то же время Евросоюз, оказавшись перед выбором — продвижение европейских принципов функционирования энергетических рынков или отношения с Россией, отдает преимущество второму. Конечно, в большей мере это касается не столько ЕС в целом, сколько отдельных стран-членов, традиционно ориентированных на РФ не только в сфере энергетики, но и политически. Тем самым девальвируется ценность принципов ЕС, что позволяет правительствам в восточноевропейских странах олигархократии игнорировать или как минимум медлить с их имплементацией, как это ярко видно на примере Украины.
Эксперт также напомнил, что Верховная Рада Украины в июле 2010 года приняла закон о внутреннем рынке газа, который, собственно, и является национальным вариантом Второй газовой директивы ЕС. Но сам по себе закон без соответствующих нормативно-правовых актов недостаточен. Более чем год спустя закон так и остается на бумаге. С 1 февраля 2011 года Украина — член Энергетического сообщества. И снова ничего не происходит. Согласно Протоколу о присоединении Украины к ДЭС, дедлайн целого ряда важных позиций — 1 января 2012 года. Но только 3 августа 2011 года, то есть спустя полгода после присоединения к Договору Энергетического сообщества, и более чем через год после принятия закона о внутреннем рынке газа, и за полгода до дедлайна появляется распоряжение Кабинета министров №733 «Об утверждении плана мероприятий по выполнению обязательств Украины в рамках ДЭС».
По мнению эксперта, так происходило потому, что украинское руководство находилось в плену иллюзий, что если удалось договориться с Россией по ценам на газ в апреле 2010 года, то удастся и пересмотреть газовые контракты от 19 января 2009 года. Нужно только не раздражать Россию европейскими амбициями и риторикой. Однако, это не сработало, поскольку это было иллюзорное представление властной команды о российской энергетической политике.
М.Гончар выразил надежду, что власть распрощалась с иллюзиями и будет действовать теперь без оглядки на Россию, а принятый в ЕС документ будет способствовать этому.