События в Северной Африке однозначно стали толчком к перераспределению баланса расходов ЕС между средиземноморским и восточноевропейским векторами. Этот баланс и так был не в интересах Восточной Европы, сейчас же, очевидно, дисбаланс может еще больше усилиться. Об этом заявили эксперты Центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаил Гончар и Сергей Жук.
По их словам, политика европейской интеграции нынешней власти в Украине является декларативно-декоративной, а не реально осуществляемой, и это отбрасывает нашу страну в ее значимости и приоритетности для ЕС с точки зрения обеспечения энергетической безопасности. События на Ближнем Востоке вдобавок к двум газовым кризисам в Восточной Европе (2006-го и 2009 года) заставят Европейский Союз еще раз переоценить энергетическую стратегию с точки зрения минимизации рисков.
“И вряд ли события на Юге заставят ЕС обратить больше внимания на восток, то есть на Россию, как считают некоторые. Российский режим все больше оценивается как такой, который по стилю правления мало чем отличается от ближневосточных автократий. Если Украина и в дальнейшем будет позиционировать себя как сателлита России, то она автоматически примет на себя те же риски и угрозы, которые характерны для России. ЕС не останется ничего, кроме как свернуть Восточное партнерство или же уменьшить его до масштабов Молдова + Южный Кавказ. Чтобы этого не произошло, Украине необходимо перейти от суетливо-показушной (от саммита к саммиту) политики европейской интеграции к реальному процессу имплементации положений Договора энергетического содружества”, – утверждают авторы.
Эксперты отмечают, что события на Ближнем Востоке напрямую Украину не задевают с точки зрения энергетической безопасности, поскольку Киев не импортирует нефть из региона. Но население и промышленность платит за нефтепродукты цену, сложившуюся на мировом рынке, и на которую влияют разные факторы, в том числе спекулятивные и иррациональные факторы страха от возможного прерывания поставок нефти на мировой рынок. А вопрос создания стратегических нефтяных резервов в стране, который муссируется с 2005 года, так и не решен.
“Очевидно, что максимальное внимание нужно уделить развитию национальной добычи углеводородов – на суходоле и на Азово-Черноморском шельфе. Нужно активизировать внимание к разведке и разработке сланцевого газа, метана угольных пластов и газогидратов Черного моря в кооперации с ведущими компаниями США и ЕС”, – считают эксперты.
Кроме того, по их мнению, украинской власти следует подумать и над тем, чтобы относительно недалеко расположенный регион Каспия и Южного Кавказа не превратился в зону размораживания “замороженных” конфликтов: “Через Южный Кавказ на восточное побережье Черного моря поступает азербайджанская нефть, а впоследствии, вероятно, будет поступать и газ. Украина с текущего года уже становится постоянным импортером нефти из Азербайджана. Также эта нефть по схеме замещения венесуэльской попадает транзитом через Украину в Беларусь. Если будет реализован проект AGRI и строительство СПГ-терминала в Украине, то страна будет получать и сжиженный газ из Каспия. Поэтому в наших интересах, чтобы на Южном Кавказе сохранился мир. Чтобы нефтедоллары, которые в растущем количестве получает Баку от экспорта нефти, не вскружили голову местным власть имущим и не привели к военной авантюре в Нагорном Карабахе. Поэтому Украина должна активизировать деятельность базовой тройки ГУАМ – Грузии, Украины и Азербайджана по проблематике безопасности на Южном Кавказе. Если этого не произойдет, то буква “У” в этой аббревиатуре в ближайшие годы изменится на букву “Р” – Румыния. И этот процесс уже обозначился”.
Требует усиления внимания со стороны правительства и проблема борьбы с морским пиратством. Учащение захватов танкеров напрямую не касается Украины, поскольку у нее нет океанского танкерного флота. Но количество украинских граждан в составе международных экипажей судов, попадающих в плен к пиратам, не уменьшается. Стране нужно принять ответственные решения о развитии сил и средств ВМС (соответствующий корабельный состав, морской спецназ) и серьезном сотрудничестве с США, НАТО и ЕС в этом вопросе.
Цены на нефть могут резко вырасти. Об этом заговорили официальные представители Российской Федерации.
В связи с природной катастрофой в Японии и не прекращающимся политическим кризисом на Ближнем Востоке цена на нефть в ближайшее время может повыситься. Об этом заявил вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин.