Новая упрощенка: Как платить единый налог по шести группам

Рубрика: Экономика |

С 2013 года число групп плательщиков единого налога могут увеличить до шести.

На прошлой неделе парламент принял закон о внесении изменений в Налоговый кодекс (законопроект N10224), которым, среди прочего, увеличивается число групп упрощенцев. В случае вступления нового закона в силу, с 1 января 2013 года число групп плательщиков единого налога будет увеличено с существующих сегодня четырех до шести. Украинские юристы рассказали о том, кто и сколько будет платить по новым правилам.

Разбивка по группам

Принадлежность плательщика единого налога к одной из групп определяется видом деятельности, числом наемных работников и объемом годового дохода. Размер единого налога, в свою очередь, зависит от того, к какой группе отнесен субъект хозяйствования.

1. Первая группа. К этой группе относятся только физические лица-предприниматели, которые не используют наемный труд и осуществляют розничную торговлю с торговых мест на рынках и/или предоставляют бытовые услуги населению.

Число наемных работников: отсутствуют.

Объем годового дохода: не более 150 тыс.грн.

Ставка налога (в месяц): от 1% до 10% минимальной зараплаты; устанавливается местными советами в зависимости от вида деятельности.

2. Вторая группа. К этой группе относятся физлица-предприниматели, которые предоставляют услуги, в том числе бытовые, плательщикам единого налога и/или населению, занимаются производством или торговлей товарами, деятельностью в сфере ресторанного хозяйства.

Число наемных работников: не более 10 лиц.

Объем годового дохода: не более 1 млн.грн.

Ставка налога (в месяц): от 2% до 20% минимальной зараплаты; устанавливается местными советами в зависимости от вида деятельности.

3. Третья группа. К этой группе относятся физлица-предприниматели.

Число наемных работников: не более 20 лиц.

Объем годового дохода: не более 3 млн.грн.

Ставка налога (в месяц): с 1 января 2013 года* – 3% (в случае уплаты НДС) или 5% (при включении НДС в состав единого налога) от дохода.

4. Четвертая группа – юридические лица любой организационно-правовой формы.

Число наемных работников: не более 50 лиц.

Объем годового дохода: не более 5 млн.грн.

Ставка налога (в месяц): с 1 января 2013 года* – 3% (в случае уплаты НДС) или 5% (при включении НДС в состав единого налога) от дохода.

5. Пятая группа* - физические лица-предприниматели.

Число наемных работников: не более 20 лиц.

Объем годового дохода: не более 20 млн.грн.

Ставка налога (в месяц): с 1 января 2013 года – 7% (в случае уплаты НДС) или 10% (при включении НДС в состав единого налога) от дохода.

6. Шестая группа* – юридические лица любой организационно-правовой формы.

Число наемных работников: не более 50 лиц.

Объем годового дохода: не более 20 млн.грн.

Ставка налога (в месяц): с 1 января 2013 года – 7% (в случае уплаты НДС) или 10% (при включении НДС в состав единого налога) от дохода.

Выбрать одну из групп может любой предприниматель или предприятие, если они соответствуют приведенным условиям.

При этом риелторы и оценщики недвижимости, ювелиры и продавцы ювелирных изделий по новому закону могут принадлежать либо к третьей, либо к пятой группе плательщиков единого налога*. Предприниматели, занимающиеся ювелирными изделиями, могут применять ставку единого налога или 5% или 10%.

Согласно последним изменениям, если плательщики первой, второй, третьей и пятой групп превышают предусмотренный объем доходов, ставка единого налога составит 15% на сумму превышения. Для плательщиков четвертой и шестой групп* в этом случае ставки удваиваются.

Сроки уплаты единого налога для первой и второй групп – авансом не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца. Единщики этих групп могут платить налог авансовым взносом за весь отчетный период, но не более чем до конца текущего года, добавляет адвокат. Плательщики других групп должны уплатить налог в течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за отчетный квартал.

Как перейти

Налогоплательщики имеют право применять упрощенную систему налогообложения в следующем календарном году при условии, если в течение календарного года они не превысили максимальный объем дохода по группе.

В случае выхода за предельные размеры доходов, представители третьей и четвертой групп могут в следующем году выбрать соответственно пятую и шестую группу, если ими не превышен объем дохода 20 млн.грн.. При этом за предыдущий год третья группа должна уплатить налог за избыточный доход по ставке 15%, а четвертая – по удвоенной ставке.

“Выгодно будет перейти из третьей в пятую группу физическим лицам – предпринимателям, чей доход превышает 3 000 000 грн. и которые при этом не несут больших расходов, связанных со своей деятельностью”. Целесообразность перехода в шестую группу зависит от многих факторов, в том числе от объема валовых расходов юридического лица при осуществлении им хозяйственной деятельности.

Если налогоплательщик соблюдает установленные для выбранной группы требования, он имеет право самостоятельно перейти в другую группу, подав заявление в налоговую не позднее, чем за 15 дней до начала следующего квартала. При этом у плательщика единого налога третьей и пятой групп, которые являются плательщиками НДС, аннулируется свидетельство плательщика НДС в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Согласно закону N4834 от от 24 мая 2012 года, за нарушение в 2012 году порядка начисления, правильности заполнения налоговых деклараций и полноты уплаты сумм единого налога штрафные санкции к плательщикам единого налога не применяются.


Кому поможет новая упрощенка

По сути, авторы изменений дают возможность субъектам хозяйствования с доходом до 20 млн.грн. выбрать упрощенную форму налогообложения или продолжать уплачивать налоги на общих основаниях.

Расширение групп упрощенцев направлено на увеличение доходов бюджета за счет ожидаемого увеличения плательщиков единого налога. По предварительным подсчетам налоговой, количество плательщиков пятой группы может составлять 2100 физлиц-предпринимателей с суммарным доходом более 15 млрд.грн., а шестой – более 20 тыс. субъектов хозяйствования.

По заверениям инициаторов закона, такие новации могут стимулировать выведение из “тени” и развитие малого и среднего бизнеса. “В то же время, из-за достаточно высоких ставок налогообложения (особенно в случае уплаты НДС) количество предпринимателей, которые захотят использовать новые группы (такая возможность может быть интересной для предприятий, склонных к добросовестному ведению бизнеса и полной уплате налогов), может оказаться не значительным”.

Существует вероятность, что во многих случаях такие нововведения могут использоваться в целях минимизации уплачиваемых налогов. А это, в свою очередь, может повлечь крайне фискальный подход налоговых органов в отношении добросовестных налогоплательщиков.

в случае вступления в силу Закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине” (законопроект N10224), принятого Верховной Радой 5 июля 2012 года