Литр А-95 уже больше года обходится украинцам в 1 евро, но это еще не предел
На Украине начался очередной топливный кризис. “Борьба за качество бензина” привела к остановке целого ряда НПЗ и породила слухи о грандиозном переделе рынка. Но кто бы ни сорвал на этом банк, водителям придется платить за бензин больше…
ТНК-ВР вдвое сокращает мощности Лисичанского НПЗ из-за убыточности нефтепереработки на Украине. “Лукойл” по той же причине открыто заявляет о намерениях продать Одесский НПЗ. Обе компании заявляют о сокращении персонала и объясняют свои намерения нерентабельностью бизнеса после введения новых стандартов качества бензина на Украине. Это выглядит как лоббирование интересов поставщиков импортного бензина и как вытеснение с украинского рынка российских инвесторов.
Качество бензина украинских НПЗ всегда вызывало большие сомнения. Любой украинский автомобилист точно знает, что, заправившись таким горючим, можно угодить на замену свечей. Так, на одной из станций лично довелось увидеть ошалевшего гостя из Москвы, который на своем авто пересек границу с Украиной. Из-за незнания особенностей рынка украинского бензина, его угораздило побывать на заправке одного из ведущих национальных производителей. В итоге, поездив здесь недельку, ему пришлось капитально ремонтировать свою машину. На станциях ТО признают, что с такой картиной встречаются периодически, объясняя все просто: “У нас бензин даже с присадками хуже, чем в России и Белоруссии”.
Чтобы стимулировать повышение общего качества топлива на заправках, правительство недавно объявило о принудительном закрытии подпольных НПЗ, которых здесь оказалось аж 137 (интересно, что мешало сделать это раньше?). Одновременно был введен запрет на торговлю некачественным бензином. Причем не только откровенным суррогатом, который гонят подпольщики, но и известными брендами бензина, которыми легально торгуют на заправках ТНК-ВР и “Лукойла”. Проверки показали, что брендированное топливо также является некачественным.
Очевидно, в правительстве рассчитывали, что эти меры приведут к повышению качества бензина на украинских заправках перед “Евро-2012″, на который съедутся фанаты из ЕС, в том числе на автомобилях. Однако пока результатом стал беспрецедентный рост импорта бензина из соседних стран. Доля импорта на украинских заправках дошла до 60% и грозит дойти до 90%.
Автомобилистам Украины это, вроде бы, нравится: многие готовы платить за белорусский или восточно-европейский бензин дороже ради качества. Но проблема в том, что его качество на Украине никто централизовано не контролирует. В стране не существует единой сертифицированной лаборатории, нет четких стандартов, нет элементарной техники в регионах. Месяц назад первый зам главы парламентского Комитета по ТЭК Александр Гудыма провел эксперимент, собрав пробы с заправок, торгующих импортным и украинским бензином. Качество, с его слов, кардинально не отличатся.
В Верховной Раде уверены, что закрытие НПЗ внутри страны приведет к почти абсолютной зависимости Украины от поставщиков из входящих в Таможенный союз Белоруссии и России. А перспектива роста цен на нефть в свете противостояния с Ираном даст россиянам дополнительный рычаг давления на Киев. Никакие “плавающие акцизы” на ввоз нефтепродуктов от этого не спасут. Внутренние нефтеперерабатывающие мощности и без того уже давно не могут покрыть спрос внутри страны. Сложившееся положение выгодно, главным образом, работающим на украинском рынке нефтетрейдерам, в лоббировании интересов которых местные СМИ обвиняют министра по ТЭКу Юрия Бойко.
Впрочем, эти обвинения могут быть частью информационной кампании за снятие запрета на бензины, развернутой украинскими филиалами российских компаний. Так, представители этих компаний объявили о нерентабельности производства бензина на Украине, о радикальном сокращении персонала в офисах и о намерении продать НПЗ в Лисичанске и в Одессе. Поставки нефти на эти заводы резко упали, НПЗ фактически остановились.
Эксперт по ТЭКу Владимир Сапрыкин утверждает, что 6 основных НПЗ Украины при условии их модернизации могли бы с лихвой покрыть не только потребности страны в бензине, но и потребности Европы. Но владельцы предпочитали не вкладываться, а делить сверхприбыли с коррумпированной властью. Стимулировать их к этому и был призван запрет на брендовые, но некачественные бензины. Однако нефтяные компании вкладывать деньги в модернизацию принадлежащих им украинских НПЗ не захотели.
Нефтяники парируют эти обвинения тем, что запрет был введен не на все бренды украинского бензина. Они указывают на то, что “Кременчугского НПЗ”, принадлежащего никак не связанной с РФ группе “Приват” Игоря Коломойского, этот запрет не коснулся, хотя оборудование и качество продукции там вряд ли лучше. Сегодня “Кременчугский НПЗ” остался единственным из работающих заводов на внутреннем рынке, которые получают нефть от государственной “Укрнефти”. Таким образом, дают понять в Одессе и Лисичанске, речь может идти о переделе рынка нефтепродуктов.
Для украинских автомобилистов (да и российских, которые на майские праздники по традиции поедут на Украину отдыхать) все это означает лишь перспективу дефицита бензина и роста его цены. Впрочем, даже если все украинские НПЗ завтра снова заработают, цены на заправках все равно продолжат путь наверх. Правительство не раз шло на уступки потребителям и нефтетрейдерам, сдерживая акцизы на светлые нефтепродукты. Но цены росли, даже если Антимонопольный комитет штрафовал продавцов за сговор. Цена для конечного потребителя, как формировалась “с потолка, так и продолжает формироваться”, — уверен Гудыма.
Однако в цене украинского бензина важна и политическая составляющая. По сути, местные автолюбители доплачивают за нежелание властей участвовать в интеграционных объединениях с РФ. Когда Россия поставила ребром вопрос о вхождении Украины в Таможенный союз, ей четко намекнули, что в противном случае тарифы на импорт нефти для нее превысят средние. Подразумевалось, что аналогичные меры, как член Таможенного союза, предпримет и Белоруссия, чей бензин, кстати, весьма неплох и на Украине очень популярен. Тогда украинские чиновники даже попытались пригрозить Белоруссии торговым эмбарго, если Минск будет поставлять более дорогой продукт.
Так или иначе, литр А-95 уже больше года обходится украинцам в 1 евро. Это понижает и без того падающий рейтинг власти, ведь инфляцию на все продукты и услуги без исключения остановить уже невозможно. Политологи не сомневаются, что по аналогии с газом, цена которого всегда была для Киева политической, нефтепродукты будут использоваться в тех же целях. Ситуация на мировом рынке, возможный рост цены на нефть в таких условиях будет усиливать позиции России и Таможенного союза. И если сейчас российский инвестор в тактических целях сворачивает производство бензина на Украине, то завтра он может поглотить новые активы.