В Верховной Раде ожидает второго чтения новый закон о жилищно-коммунальных услугах, который может навести хотя бы минимальный порядок. Понятно, что все вопросы документ не решит, но во всяком случае, простые потребители перестанут быть бесправными кошельками, которым слишком дорого обходятся не всегда качественные услуги.
Об основных прогрессивных изменениях законопроекта №1581-д, который был принят за основу 2.02.2016.
Так, в предлагаемой редакции документа уточнены некоторые термины и полномочия госорганов в сфере ЖКХ и зафиксировано, что участниками правоотношений в сфере предоставления ЖКУ являются потребители (индивидуальные и коллективные), управляющий и исполнители.
Основные нововведения
Жилищная услуга и коммунальная услуга – разные вещи
Жилищные услуги – это услуга по управлению многоквартирным домом: уборку внутридомовых помещений и придомовой территории, выполнение санитарно-технических работ, содержание лифтов, покупка электроэнергии для обеспечения функционирования общего имущества, текущий ремонт общего имущества и так далее.
Коммунальные услуги – это поставка природного газа, электрической энергии, тепловой энергии, горячей и холодной воды, водоотведение, обращение с бытовыми отходами.
Новые права потребителя:
- без дополнительной оплаты получать от исполнителя ЖКУ информацию о ценах и тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительских свойствах;
- расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги (кроме поставок тепловой энергии), предупредив об этом исполнителя не менее чем за два месяца до даты расторжения договора.
Обязанности индивидуального потребителя:
- информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг об изменении собственника жилья и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье;
- предоставлять исполнителю услуг показатели индивидуальных приборов учета в порядке и сроки, определенные договором.
Изменена редакция пункта “Цены (тарифы) на ЖКУ устанавливаются по договоренности сторон, кроме случаев, когда в соответствии с законом они являются регулируемыми”. В ряде случаев, которые указаны в законе, дополнительно к плате за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией, горячей и холодной водой, водоотведению, обращению с бытовыми отходами потребитель вносит плату за клиентское обслуживание для возмещения исполнителю ряда его расходов.
В случае перерыва в предоставлении услуг на ликвидацию последствий аварии исполнитель обязан сообщить потребителю о таком перерыве не позднее трех часов с его начала.
Коммерческий учет коммунальных услуг (кроме обращения с бытовыми отходами) осуществляется домовым узлом; учет услуг по поставке газа и по снабжению электроэнергией – индивидуальными узлами; распределение показаний домовых узлов по потребителям осуществляется на основе показаний индивидуальных счетчиков.
Все обслуживание индивидуальных счетчиков осуществляется за счет их владельцев. Но если индивидуальными потребителями заключены договора с исполнителями услуг, то все затраты по обслуживанию счетчиков ложатся на исполнителя (он их включает в плату за клиентское обслуживание).
Максимальный размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг снижен в 10 раз – до 0,01% суммы долга за день.
Появился новый пункт, определяющий порядок отключения должников (за просрочку более 30 дней) от предоставления услуг (кроме электроэнергии и газа – там свои нормы). Предоставление услуги возобновляется в течение одного дня после полной оплаты или заключения соглашения о реструктуризации задолженности.
Вдвое сокращено время прибытия исполнителя услуги на вызов потребителя – не более суток. Если исполнитель услуги или управляющий в течение пяти рабочих дней не реагирует на требования потребителя, изложенные в акте-претензии, то претензии считаются признанными. Четко прописана процедура несанкционированного доступа представителя исполнителя в помещения для проведения ремонтных и восстановительных работ.
Определено, что существующие договоры о предоставлении коммунальных услуг действуют только в течение года со дня вступления в силу нового закона. То есть коммунальщикам и потребителям предстоит пережить тяжелейшую кампанию по подписанию новых договоров.