Речь идет о воздушной дозаправке, беспилотных летательных аппаратах, кибербезопасности и спутниковых системах связи.
Министры обороны и иностранных дел Европейского Союза договорились о четырех основных направления военного взаимодействия. Речь идет о воздушной дозаправке, беспилотных летательных аппаратах, кибербезопасности и спутниковых системах связи. Базовое соглашение о взаимодействии было подписано в Брюсселе 19 ноября 2013 года; оно будет окончательно утверждено на заседании министров обороны ЕС в декабре.
В рамках программы развития единых стандартов воздушной дозаправки девять стран, представленных в Европейском оборонном агентстве (EDA), ─ Бельгия, Франция, Греция, Венгрия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия и Испания ─ а также Норвегия (не входит в ЕС) подписали соглашение о намерении совместно приобрести новые самолеты-заправщики. Парк таких самолетов, находящихся в совместном использовании стран, планируется сформировать к 2020 году.
В части взаимодействия по беспилотникам страны Евросоюза договорились работать по трем направлениям. Во-первых, из семи военных бюджетов стран ЕС будут выделяться средства на разработку ключевых технологий, необходимых для создания беспилотников, включая автоматические взлет и посадку и систему управления воздушным движением. Во-вторых, страны будут совместно развивать парк высотных разведывательных беспилотников с большой продолжительностью полета и обмениваться разведывательной информацией.
И в-третьих, страны Европейского Союза договорились совместно выработать требования к перспективным высотным разведывательным беспилотникам с большой продолжительностью полета, которые будут разрабатываться в Европе. В рамках этого же направления сотрудничества страны продумают возможность интеграции высотных беспилотных аппаратов в единое воздушное пространство, в котором также выполняют полеты военные и гражданские самолеты. В этой программе не будет участвовать Великобритания, разрабатывающая такой аппарат самостоятельно.
Подробности соглашений о сотрудничестве в области кибербезопасности и спутниковых систем связи пока неизвестны. На повестке дня в ходе заседания министров обороны стран Евросоюза стояло также пятое направление военного сотрудничества ─ поддержка оборонно-промышленного комплекса. По нему стороны договориться не сумели, преимущественно из-за необходимости отмены налога на добавленную стоимость при международной кооперации и распределения финансирования при проведении совместных разработок.
Следует отметить, что отчасти реализация оговоренных в соглашении направлений взаимодействия уже реализуются. В частности, в сентябре 2013 года EDA провело учения, целью которых была проверка самолетов-заправщиков ВВС Италии на соответствие единым стандартам воздушной дозаправки Евросоюза. Введение единых стандартов воздушной дозаправки на территории ЕС началось в 2012 году после выхода соответствующей директивы EDA.