Если раньше на прилавках отечественных магазинов заграничные овощи и фрукты появлялись исключительно в не сезон, то сейчас уже и летом они занимают значительную долю рынка.
По словам начальника сектора рейтингов предприятий АПК агентства «Кредит-Рейтинг» Екатерины Васиной, выращенные в Украине овощи экспортируются в страны СНГ, в частности в Россию, однако объемы экспорта несущественные – не более 3% от общего объема производства. При этом больше всего овощей завозится в страну из Турции.
Что касается фруктов, то Украина импортирует значительные объемы тропической плодово-ягодной продукции, поскольку выращивание фруктов в значительной мере обуславливается климатическими условиями.
В частности, в страну ежегодно ввозится более 300 тыс. т цитрусовых (из Турции, Египта, Грузии, Испании и других стран) и более 200 тыс. т бананов (преимущественно из Эквадора). Кроме того, в 2009 году увеличился импорт яблок и груш, в основном из Польши.
Бурное развитие рынка импорта фруктов началось в 2005 году, когда были снижены заградительные пошлины. Среди крупнейших игроков специалисты называют «Украинскую фруктовую компанию», ПСВ, «Империал» и Polly Group Ukraine.
Государство же пытается бороться с импортом запретительными мерами. Так, в конце прошлой недели в Украине был введен временный запрет на ввоз картофеля, помидоров, баклажанов и перца из Сирии и Турции.
При этом аналитики «АПК-Информ: овощи и фрукты» считают, что действующий запрет оказывает поддержку ценам на внутреннем рынке.
Так, из-за снизившегося предложения последние две недели цены на украинский тепличный томат не опускались ниже 10-13 грн/кг, а это дороже, чем годом ранее.
По словам специалиста по развитию бизнеса проекта «Развитие овощеводства на юге Украины» «Международной финансовой корпорации» (МФК) Федора Рыбалко, рынок овощей и фруктов в Украине находится в тени.
«Все, что касается поставок в супермаркеты, – конечно, легальные поставки, а все остальное в тени, а это около 85%», – отмечает он.
При этом он отметил, что производство в Украине растет, но из-за отсутствия инфраструктуры оно не может конкурировать с заморскими товарами.
«У нас нет таких складов, которые бы позволяли продукции быть пригодной к продаже с осени до мая-июня», – сетует он.
Как отмечают эксперты, отечественной отрасли нужны технологии, ресурсы и, конечно, инвестиции.
Поэтому в ближайшие годы импорт овощей и фруктов никуда не исчезнет. Более того, даже в кризис он снизился незначительно.