В апреле увеличился объем грузовых перевозок железнодорожным транспортом, однако удовлетворить нужды экономики существующим парком грузовых вагонов государственных компаний становится все сложнее.
“Наш вагон остается самым дешевым и желанным на рынке, но поскольку государство регулирует вагонную составляющую и тариф, мы не можем изменить ситуацию и конкурировать на равных с другими собственниками. Уже сейчас, когда не хватает подвижного состава наших государственных вагонных компаний, грузовладельцам приходиться решать: платить больше собственникам вагонов или приобретать свой подвижной состав”, – пояснил директор Украинского транспортно-логистического центра Владимир Иващук.
По его словам, на сегодняшний день процент сдвоенных операций по полувагонам государственных компаний вырос на 30%, то есть загруженность вагона выросла на треть. “Это дает возможность дополнительно заработать УТЛЦ и вагонной компании, – и уменьшить коэффициент порожнего пробега, приблизившись к тем задачам, которые мы планировали решить”, – рассказал Иващук.
Однако для результативного решения проблемы дефицита вагонов необходим новый подвижной состав и увеличение грузового парка, иначе Укрзалізниця вынуждена будет “уступить” рынок грузовых железнодорожных перевозок зарубежным компаниям.
“Через 3-4 года будет списано подавляющее большинство государственных вагонов, рынок тут же тотально займут частные и иностранные грузовые компании, и цены взлетят в несколько раз. Отечественные предприятия, которые сейчас спорят из-за минимальных процентов увеличения вагонной составляющей, будут поставлены перед необходимостью возить грузы в вагонах частных операторов, и в том числе зарубежных. А это значит, что на украинское предприятие, продукция которого конкурирует на внешних рынках, вагоны могут просто не подать, исключив тем самым конкурента из рынка”, – отметил эксперт Школы политической аналитики Петр Бурковский.
Эксперт подчеркнул, что обновление парка грузовых вагонов государственных операторских компаний посредством адекватной тарифной политики – это вопрос не только экономической, но и национальной безопасности.