Вступление в силу закона, разрешающего подавать электронные документы для государственной регистрации “юридических лиц и физических лиц – предпринимателей”, было отсрочено на девять месяцев, чтобы правительство и различные госорганы смогли подготовиться к его выполнения. Тем не менее, одна из его разработчиц, депутат от фракции Наша Украина Ксения Ляпина признает, что не все из запланированного удалось сделать. По ее словам, что подготовке помешала реорганизация правительственных структур.
В частности, госкомитет по вопросам предпринимательства лишь в мае передал полномочия по регистрации предприятий Государственной регистрационной службе Украины, созданной в рамках министерства юстиции. За два дня до введения закона в действие на сайте Минюста вместо инструкций о порядке введения электронной регистрации появился лишь проект приказа Об утверждении порядка подачи электронных документов государственному регистратору.
Представители предпринимательских кругов не слишком довольны новым законом. Гендиректор Союза малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец считает, что электронные документы все равно придется подтверждать бумагами, лично доставленными в органы регистрации: “Сегодня, когда отправляешь отчетность, от тебя потом требуют, чтобы ты привез ее на бумаге. Бухгалтеры ежемесячно сдают отчеты и на бумаге, и на дискетах”.
Кроме того, при подаче электронных документов будет задействована электронная подпись. По нынешним правилам, ее следует получать и ежегодно обновлять путем личного визита к регистраторам. Бизнесмену, открывающему предприятие, обязательно придется ходить в налоговую инспекцию, органы статистики и пенсионный фонд.
По данным DW, в тексте закона прописана и норма, согласно которой изменения в регистрационные документы вносятся исключительно в прежнем, “бумажном” порядке.
Впрочем, как объяснила Ксения Ляпина, это вынужденное неудобство, и направлено оно против попыток силового захвата предприятий: “При первой регистрации рейдерство невозможно. А вот в порядке внесения изменений в документы, особенно акционерных обществ, мы не стали ничего менять, потому что на этом этапе проблема рейдерства остается актуальной”.
Налоговые органы, тем не менее, рады новому закону, поскольку им будет значительно проще контролировать отчетность предпринимателей.
“Предоставление электронной налоговой отчетности – это первый шаг к созданию централизованных баз данных. Мы начнем с крупных налогоплательщиков и юридических лиц”, – подчеркнула директор юридического департамента Государственной налоговой администрации Украины Марьяна Куц.
Напомним, один из инициаторов принятия закона об электронной регистрации предприятий, вице-премьер Сергей Тигипко прошлой осенью заявил, что предприятие в Украине можно будет зарегистрировать за 15 минут, не общаясь ни с одним чиновником. Лидер партии Сильна Украина тогда заявил, что с принятием закона парламент отменил 92% лицензированных видов работ.