С лета застревать в лифтах киевляне станут реже. В июне, как планируют в мэрии, появятся деньги на ремонт домовых подъемников. В последние годы они стали опасным аттракционом — за пять лет в столице оборвалось пять подъемников, в результате пострадало больше двух десятков человек и трое погибли. Последний случай был в начале марта. Многие киевляне даже не рискуют пользоваться лифтами в домах. «У нас он постоянно останавливается. Один раз с ребенком час сидела, он так испугался, что потом день не разговаривал. Теперь хожу пешком», — рассказывает жительница Борщаговки Алена Вербная.
Из 20 тысяч киевских подъемников в этом году планируют починить 500 — во всех десяти районах столицы (см. графику). В мэрии подготовили список из 8 тысяч лифтов, нуждающихся в ремонте. Их ремонт предусмотрен программой «Лифт», которую депутаты планируют рассмотреть на одной из ближайших сессий.
«Из этой программы на этот год выберем 500, которые отслужили 25 (эксплуатационный «предел» лифта..) и более лет, и больше других нуждаются в ремонте или замене», — сказал нам первый замглавы КГГА Александр Мазурчак. По его словам, точный список домов будет готов к июню. Подъемникам заменят тросы, поставят новые моторы, проверят ограничители скорости, отремонтируют или заменят кабины, поменяют прожженные кнопки.
КРЕДИТЫ. Правда, выделено на лифты из городского бюджета-2011 всего 10 млн грн. Если учесть, что замена одного лифта обходится примерно в 300 тыс. грн. — хватит всего на 33 кабины из 500 запланированных. Кроме того, город не рассчитался за предыдущие ремонты лифтов. «Только за прошлые годы лифтовикам задолжали 30 млн за выполненные ремонтные работы. Погасить долг, и то не хватит», — сомневается член комиссии Киеврады по ЖКХ Александр Клюс. В мэрии парируют. «Мы рассчитываем на кредитные ресурсы, которые появятся у нас во втором полугодии. А это около 400 млн грн.», — говорит Мазурчак.
ПЛАТА ИЛИ ЛИЗИНГ. В мэрии уже много лет ищут варианты, как спасти лифтовое хозяйство. Из 8 тысяч отслуживших свое лифтов еще несколько тысяч в городе простаивают из-за неисправности. Для полной модернизации хозяйства, по разным оценкам, нужно от 1 до 3 млрд грн. Но таких денег в горбюджете нет. Выход в мэрии видят в лизинге. «Мы собираемся использовать механизм лизинга. За два-три года сможем отремонтировать все сразу и не тратиться каждый год, ведь пока ремонтируем одни, остальные лифты простаивают или устаревают», — говорит Мазурчак. По его словам, кабины в лизинг будут брать у лифтовых предприятий на 5—10 лет: «Рассчитываться будем постепенно из бюджета. На киевлянах и тарифах это не отразится». Кроме того, рассматривался вариант введения платных чипов за пользование лифтами, но от идеи решили отказаться.
3 УДАРА ПО НЕИСПРАВНЫМ ЛИФТАМ
1. «Нужно поддерживать отечественных производителей. Украина импортозависима в лифтовом хозяйстве. Отечественные кабины и комплектующие на 30—40% дешевле», — считает специалист компании «ОТИС» Александр. В мэрии согласны с этим. «В Киеве четыре таких производителя. Им будем отдавать предпочтение при закупке», — сказал нам Мазурчак.
2. Эксперты настаивают на поднятии тарифов на обслуживание лифтов: «Один человек платит в среднем 5,5 грн./месяц, а обслуживание лифта в Киеве обходится в 250 грн./месяц», — говорят в «ОТИС». В мэрии успокаивают: квартплата полностью покрывает расходы. Поднимать ее не собираются.
3. Нужен единый автоматизированный диспетчерский пункт, который бы фиксировал все поломки и в течение 10—15 минут направлял туда помощь. В мэрии планируют его запустить до конца года: туда будет поступать информация из 230 районных точек.