Новый год в Украине начался с ревизии и масштабной реорганизации оборонно-промышленного комплекса. В последние дни декабря Президент Виктор Янукович подписал указы “О мерах по повышению эффективности деятельности ОПК Украины”, а также о создании государственного концерна “Укроборонпром”, структура и состав которого будут окончательно утверждены к весне. Эксперты предполагают, что речь идет о жесткой централизации отрасли с целью дальнейшей интеграции украинского и российского ОПК.
К настоящему времени известно, что в “Укроборонпром” войдут до десяти госпредприятий и холдингов, специализирующихся на разработке, производстве и продаже военной техники. Среди них чиновники называют известные специалистам фирмы “ТАСКО-экспорт”, “Прогресс”, предприятия “Укринмаш”, “Спецтехноэкспорт”, “Промоборонэкспорт”. В состав нового объединения войдет также компания “Укрспецэкспорт”, которая до сих пор была главным экспортером украинской продукции военного назначения на внешние рынки.
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец пояснил, что ранее предприятия украинского ОПК подчинялись разным министерствам и ведомствам, а это осложняло координацию управления всей отраслью. По данным открытых источников, из 160 украинских предприятий, имеющих отношение к сфере ОПК, 76 ранее курировались Минпромполитики, 44 – Минобороны, 14 – Фондом госимущества, 13 – Национальным космическим агентством, отдельные структуры подчинялись Госслужбе спецсвязи и защиты информации, Службе безопасности Украины, МВД, а несколько предприятий входили в состав “Укрспецэкспорта”.
“Попытки централизовать систему предпринимались, начиная с 2004 года, но увязали в политических противоречиях между правительством и Президентом”, – отметил Сергей Згурец. Виктор Янукович считает своим главным достижением за прошлый год единство власти, позволяющее без скандалов решать самые сложные проблемы. В частности, создавать жесткую вертикаль административного и хозяйственного управления структурами ОПК.
“Преимущество “Укроборонпрома” в том, что, являясь хозяйствующим субъектом, он может проводить реструктуризацию подчиненных ему структур. Ведь министерства, курировавшие отрасль ранее, могли только определять стратегию, которая далеко не всегда реализовывалась на практике”, – пояснил Сергей Згурец. По его словам, новая структура будет подчинена правительству, конкретно – вице-премьер-министру Андрею Клюеву. Но эксперт исключает какие-либо разногласия между правительством и Президентом по вопросам ОПК, ведь Андрей Клюев является одним из самых надежных соратников Виктора Януковича.
Директор военных программ Центра имени Разумкова Николай Сунгуровский согласен, что Президенту и правительству успешно удается строить централизованную систему управления. “В ОПК это происходит, как мне кажется, по российскому образцу. Но централизация вряд ли что-то даст без государственной военно-технической политики: вначале нужно определить цели, а уж для их достижения концентрировать силы и средства”, – считает эксперт.
Николай Сунгуровский напомнил, что Стратегия национальной безопасности Украины только разрабатывается, но в ней пока отсутствует раздел, четко регламентирующий конкретные цели украинского ОПК. В связи с этим эксперт затруднился оценить идею создания “Укроборонпрома”: “Можно сказать только, что новая структура в чем-то похожа на министерство. Это упрощает процесс координации и управления, но может порождать коррупционные риски при распределении средств”, – сказал Николай Сунгуровский.
Эксперты сходятся во мнении, что начатая ревизия в системе украинского ОПК пока не содержит предложений относительно решения главных проблем отрасли. Первая из них – отсутствие оборотных средств у предприятий, которые разрабатывают и производят военную технику. Ведь деньги от продажи, как и ранее, поступают в госбюджет. А крупных заказов со стороны украинской армии, как и прежде, нет.
“Деньги нужны и на переоснащение вооруженных сил, и на модернизацию предприятий ОПК. Но дело, конечно, не только в средствах. Чтобы новая система эффективно работала, нужны колоссальные политические и административные усилия. Власть должна быть готова к тому, что на какое-то время оборонка перестанет приносить доходы, чтобы после реформ выйти на качественно новый уровень”, – считает Сергей Згурец.
Николай Сунгуровский сомневается, что власть ставит столь амбициозные задачи, ведь централизация происходит без учета реального состояния предприятий: “Среди них есть успешные, есть средненькие, но большинство находятся в глубоком кризисе, выход из которого следовало бы искать в каждой отрасли отдельно. Это разные направления, механизмы и принципы действий”.
Эксперт допускает, что реформа под одну гребенку является подготовкой к интеграции украинского и российского ОПК. В таком случае судьба отдельных предприятий будет решена не “Укроборонпромом”, а межгосударственной структурой, которой в перспективе может быть подчинен и украинский концерн.