В ближайшее время монополия намерена присоединиться к глобальной системе бронирования билетов Amadeus, которая позволит пассажирам покупать билеты не только в кассах и на сайте “Укрзализныця” (УЗ), но и у агентов.
Ежегодно УЗ перевозит около 490 млн пассажиров, и агентства смогут зарабатывать на разнице стоимости билета. Самой УЗ новшество особой прибыли не принесет – это скорее шаг навстречу пассажирам.
Оператор глобальной системы бронирования билетов Amadeus вчера сообщил, что договорился с “Укрзализныцей” об обслуживании бронировок железнодорожных билетов. До сих пор билеты на поезда УЗ можно было купить либо в железнодорожных кассах, либо на сайте “Укрзализныци”. После внедрения системы Amadeus пассажир сможет купить билет в любом агентстве в Украине или другой стране. После заказа билета он получает индивидуальный код заказа, который необходимо обменять на билет в кассах УЗ, рассказал начальник отдела продаж и маркетинга Amadeus в Украине Александр Онацкий. “‘Укрзализныця’ таким образом существенно расширяет каналы дистрибуции без развития собственной сети продаж. Только в Украине к нашей системе присоединены около 1200 автоматизированных агентств–юридических лиц. У одного только ‘Кийавиа’ более ста отделений”,– отмечает господин Онацкий. Сроки внедрения этого продукта пока не уточняются. Получить комментарий УЗ вчера не удалось.
“Укрзализныця” достаточно консервативна в вопросах распространения билетов. Только в декабре 2008 года пассажиры получили возможность бронировать билеты на сайте УЗ с последующим оформлением проездного документа в кассе. В марте 2009 года стало возможно покупать билет в интернете, но электронный билет по-прежнему необходимо обменивать на бумажный в одной из касс УЗ. До конца этого года УЗ планирует внедрить систему, позволяющую пассажиру самостоятельно распечатывать электронный билет и проверять его в вагоне с помощью специального считывателя штрих-кода. Но успеет ли монополия уложиться в поставленные сроки, пока неясно. “Эта программа и присоединение к системе Amadeus – скорее шаг навстречу пассажиру, необходимые изменения в системе продаж. Это давно распространено в Европе и многих других странах”,– говорит руководитель аналитического отдела “Менеджмент консалтинг групп” (консультирует УЗ) Дмитрий Подтуркин. “Если посмотреть на структуру продаж железнодорожных билетов в Европе, то продажи через кассу составляют крайне низкую долю”,– добавляет директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.
По словам господина Подтуркина, ранее турагентствам было невыгодно работать с УЗ. “Агентства просили скидки на билеты в 15-20%, что было невыгодно ‘Укрзализныце’, так как пассажирские перевозки для нее и так убыточны (около 5,2 млрд грн убытков в 2009 году),– говорит Дмитрий Подтуркин.– В итоге агентства не получали скидок и еще доплачивали УЗ за бронь. Теперь они смогут продавать билеты с наценкой, возвращая УЗ стоимость билета и оставляя себе разницу в стоимости”. По итогам прошлого года монополия перевезла около 490 млн пассажиров. Господин Кава считает, что проект с Amadeus позволит УЗ увеличить количество проданных билетов примерно на 5% в год.